Выставка коллажей Макса Эрнста в Париже в 1920 году была, быть может, первой манифестацией, позволившей увидеть материалы и многочисленные возможности совершенно нового искусства, здесь, в том городе, в котором Пикассо никогда не мог выставить свои конструкции из стальной проволоки, картона, кусков ткани, и т. д., которые он всегда изготовлял, не вызывая ни в ком интереса и продолжая стоящим изучения образом идею, получившую свое первое выражение в папье-колле. Пришлось бы попытаться сделать опись использованных тогда Максом Эрнстом методов, чтобы понять, где в то время располагался вопрос о коллаже. Эрнст использовал: фотографический элемент, вклеенный в рисунок или в картину; элемент начерченный или нарисованный, наложенный на фотографию сверху; изображение, разрезанное и инкорпорированное в картину или в другое изображение; фотографию простую и чистую, с расположением объектов, ставшим непостижимым благодаря фотографии
[9]. Этого недостаточно для характеристики этих коллажей: надо также брать в расчёт то, что заимствованные элементы срабатывали различным образом, в зависимости от того, были ли они взяты, чтобы представлять то, что они уже представляли, или же чтобы через своего рода неслыханную метафору представлять нечто совершенно отличное. Именно так рождаются эти странные цветы, составленные из колёсных механизмов, эти многосоставные анатомические помосты. Именно так выкройка для шитья выгодным образом представляла здесь дорожку скакового поля, а шляпы, в другом месте, выстраивались в караван. Где следовало бы схватить мысль Макса Эрнста, так это в месте, где, добавив немного красок, проведя карандашом линию, он пытается привить призрак, только что ввергнутый им в незнакомый пейзаж, или в точке, где он кладет в руку новоприбывшего предмет, которого тот не может трогать. Также необходимо учесть те коллажи, где живопись преобладает над тем, что ей предоставлено, где всё перерисовано, где декорации написаны краской, быть может, целиком и полностью. Не случайно, должно быть, здесь пришелся к месту язык театра: актеры играют одни роли на одной сцене, оснащённой устройствами с разными возможностями. Я часто думал о том, что из произвольной последовательности этих картин родится необъятная и чудесная драма, так же, как из соположения старых картин де Кирико должен родиться город, чей план можно нарисовать. Макс Эрнст в конце 1929 года разве не воплотил, издавая «
Женщину о 100 головах», эту мысль, пришедшую ко мне на выставке в "
Sans Pareil"? Художник здесь заимствует персонажа из старой иллюстрации, ровным образом так же, как автор драмы пользуется актёром из плоти и крови, которого он не считал должным прежде того зачать. Однако драма есть этот конфликт разрозненных элементов, объединённых в реальности рамки, смещающей их собственную реальность. То было нарисовано затем, чтобы походить на человека, но это, являющееся бесхитростным пейзажем, не выносит преследования этим человеком. Характерно, что Макс Эрнст, начиная с коллажей 1918−1920 годов, не сделал ничего, кроме
чистых коллажей, если можно так выразиться, для стихотворений Элюара, для «
Несчастий бессмертных»; и что лишь одному, в конце концов, приёму обязана «
Женщина о 100 головах», где нет ничего, нарисованного автором.