АВГУСТ 2025

«присваивать существующим объектам новые смыслы» — ИНТЕРВЬЮ С КРИСТИНОЙ чубиной

Дарья Горбатова: Кристина, расскажи о своём творческом пути. Почему ты выбрала именно коллаж?
Кристина Чубина: Почему-то, когда я села отвечать на вопросы, оказалось очень трудно говорить о себе. Знаете, я люблю рассказывать о других, но когда дело доходит до меня… У меня не получается связать и двух слов, хотя есть что рассказать. Так что я попробую.
Вообще, я профессиональный музыкант. С пяти лет играю на пианино. На мой взгляд, мощное академическое музыкальное образование не могло ни повлиять на моё отношение к искусству в принципе. Это дало свои плоды. В музыкальной школе мы внимательно изучали оперу, балет и другие формы. Они, в свою очередь, тесно связаны с литературой, модой и театром. Речь идёт не просто о расширении кругозора — я действительно вдохновлялась этим, напитывалась.
Важно сказать, что моя мама тоже получила образование в области искусств, но визуальных. Поэтому ещё будучи в детском саду, я вместе прошла все доступные для посещения музеи. Мой любимый был Пушкинский. Просто обожала его, особенно Египетский зал (не только из-за предметов искусства, но и, конечно, из-за мумий). Вскоре я начала самостоятельно изучать культуру, читать книги об искусстве. Что интересно, я делала это без разбора: мне нравилось читать абсолютно про всё, про все направления и всех художников. Почти в каждом я находила что-то интересное и любопытное для себя.
Почему коллаж? Мне нравится присваивать существующим объектам новые смыслы и с помощью них создавать новые сюжеты. Например, Магритт, пусть и писал маслом, делал тоже самое. Изображая яблоко поверх человеческого лица, он давал привычному нам объекту новое значение, новое содержание. В коллаже я делаю то же самое.
Не так много мест, где можно «учиться» искусству. Ты заканчивала ВШЭ. На твой взгляд, Вышка помогла тебе найти себя?
Высшая школа экономики, а конкретно факультет Моды, на котором я училась, хоть и дал мне много знаний, не определил моего понимания искусства. Всё-таки фундамент был заложен в детстве и укреплён в подростковом возрасте, и в Вышку я пришла уже с сформированными взглядами. Но университет, безусловно, дал мне много нового инструментария, навыков и знаний и дал возможность почувствовать себя на своем месте в творческой среде, потому как для «нормисов» я всегда была слишком странной. Такая белая ворона со странными увлечениями, ну вы понимаете.
В твоих работах очевидно прослеживается связь с художниками-сюрреалистами — Магритт, которого ты упомянула, Эрнст… И, что интересно, в них же видно влияние популярных фотохостингов, например, иллюстрации на Behance и постеры с мудбордами на Pinterest. Скажи, ты работаешь с этим осознанно? Или это интуиция?
Я пробовала разные форматы. Бумажные коллажи, с добавлением графики, вырезок из газет, рваных фрагментов и доработкой в фотошопе. Но в новых сериях решила попробовать для себя более «чистую» визуализацию. У диджитала есть один важный плюс: он не оставляет грязи и мусора, и банально упрощает существование.
Я очень люблю Магритта, это правда. Если говорить о сюрреалистах, ещё мне близок Гастон Богарт. Им обоим присуща мистика, загадка, сложные цвета, некоторая прохлада и недосказанность — как туман, окутывающий полотно. Конечно, я люблю советский авангард и его влияние на тогдашнюю повседневность: приёмы коллажа в афишах и иллюстрациях, эстетика советского журнала, даже архитектура. Всё-таки в то время у художников была мощная школа.
В своих новых сериях я использую несколько принципов. Обязательно есть элементы из старинных фотографий — я их просто обожаю. Они обладают ни на что не похожей текстурой. Есть элементы с заливкой, в этом смысле меня вдохновляют Эрик Булатов и Георгий Гурьянов, у которых на фоне со множеством элементов вдруг вырастают залитые одним цветом буквы или какие-то детали. Также я пробую использовать сложные цвета и экспериментировать с ними. В этом смысле, я поисковый художник и пытаюсь всё время нащупать что-то новое для себя, а не работать в рамках привычных решений.
Говоря о своей серии, хочу добавить, что деталь в виде красных маков на всех планетах пришла ко мне из видеоклипа, обнаруженного совсем недавно Heart-Shape Box группы Nirvana, который продюсировал Антон Корбейн, нидерландский фотограф и кинорежиссёр.
Твои работы очень чистые, детализированные, непроницаемы внешней средой и близки к стилистике коммерческого коллажа, рекламы. Какое будущее у этого подхода?
Идея серии с планетами объединена мыслью, что каждый человек имеет свой небольшой мирок, в котором он живёт. Где-то дамы пьют чай, где-то решается любовная дилемма, где-то восседает загадочный сфинкс, а где-то… просто диско-кладбище.
Каждый живёт свою жизнь, но находится при этом в одной солнечной системе. Прямо как мы.
Непроницаемость обусловлена тем, что чужая душа, как говорится, потёмки, мы никогда не будем знать точно, что же происходит в том чужом мирке при всей его «видимости».
Чего не хватает современным коллажистам: школы, где можно было бы освоить базу, или, наоборот, разнообразия художественных приёмов? Или сейчас уже всё есть? Я, например, слышала мнение, что для освоения коллажа не нужны учебники — в этом якобы его особенность. Но при этом есть преподаватели, у которых складывается круг учеников, часто перенимающих их стиль…
Я думаю, что прежде всего важна насмотренность. Будь то хорошее кино, музеи — это не важно. Короче говоря, важна внутренняя визуальная культура, которую черпать можно где угодно, было бы желание. Её отсутствие сразу видно по работам.
Учиться можно везде, однако хороший преподаватель всё-таки может дать не только базовые знания, но и определённую философию. Честно, я выступаю за фундаментальные знания. Разница между человеком, у которого они есть, и человеком, у которого их нет, всегда видна и очевидна.
И последнее: расскажи про свои творческие планы.
Конечно, хотелось бы посотрудничать с арт-диллерами, дизайнерами интерьеров и возможно даже издательствами или модными журналами. Считаю, что мои работы прекрасно будут смотреться как на стенах дома, так и внутри печатного издания. И конечно, галереи, но пока что достучаться до них не получилось.
Особенно интересны арт-резиденции — полное погружение в процесс творчества без мирской суеты. Ну и самое главное — хотелось бы зарабатывать с помощью искусства. Наверное, у меня есть план полностью отдаться искусству, без остатка, но при этом иметь средства для комфортной жизни.