ИЮЛЬ 2025

«ДОМ, В КОТОРОМ Я ХУДОЖНИК» — ИНТЕРВЬЮ С МАШЕЙ ГУСАРОВОЙ

Владимир Кошелев: Маша, как давно ты занимаешься коллажем?
Помнишь ли ты свою первую работу?
Маша Гусарова: Очень приятный вопрос, и я несколько дней размышляла над ответом. Первую работу я, к сожалению, уже не помню. В целом, коллажное дело было для меня точкой начала, точка позволения себя, где я увидела своё отражение как художника, к осознанию которого я стремилась всю жизнь (без преувеличения). Это был июнь 2022 года. Я замкнулась в себе, и единственное, что спасало — коллажи и стихи. Меня сильно поддержал Степан Самарин. Предложил делать коллажи для продажи (он тогда работал в Книжном в Клубе на Чистых прудах). И я стала делать коллажные блокнотики, очень хорошие, продавала их за символическую сумму. Они пользовались успехом, и я разрешила себе быть творческим человеком.
Насколько я понимаю, коллаж для тебя это не увлечение и не хобби. На твой взгляд, что отличает профессионального художника от любителя?
Недавно я услышала фразу, что профессиональный подход — это когда деятельность приносит не только радость, но и деньги. Отчасти я согласна. Интересно, что любитель может не быть профессионалом, но быть художником в таком же соотношении, как и профессионал может быть любителем, но не быть художником. На мой взгляд, художник — тот, кого поглощает дело, которое становится неотъемлемой частью его существа, и это существо выражается через особенный узнаваемый почерк; его художественная мысль и выражение так сплетаются в продукт, что вытесняют и саму личность, оставляя послевкусие увиденного. Это и есть художник, художественное заполнение пространства исключительным, самобытным.
Коллажи стали для меня неотъемлемой частью жизни. Есть такая расхожая фраза: «Если можешь не делать, не делай. Но если не можешь не делать, значит, нужно делать». Я не делать не могу. У меня всегда с собой «стратегический» набор для коллажей: скальпель, сменные лезвия, клей-карандаш, коробочка с вырезанными фразами, в красивом пенальчике.
Ты делаешь иллюстрации для «журнала на коленке». Расскажи, как ты попала в этот проект?
Степан Самарин, мой близкий друг, когда начал придумывать журнал, предложил мне делать иллюстрации к публикациям, мне было сложно в себя поверить, и Степа поверил в меня за меня. Так и получилось, что с самого начала до нынешних дней мы бок-о-бок занимаемся журналом. Для меня «журнал на коленке» — дом, в котором я художник.
Коллажи делаются специально под публикации или ты берёшь до этого сделанные работы?
Иллюстрации делаются специально под тексты. Более того, очень часто я изучаю автора, чьи тексты мне нужно дополнить картинкой, через уже имеющиеся у него публикации. Я вчитываюсь в тексты, стараюсь прочувствовать стиль, «нащупываю» свои ассоциации через цвет, настроение, общую ритмику текстов. Включаю подходящую по настроению к ним музыку и погружаюсь в создание иллюстрации.
Какие художники тебя вдохновляют?
Я восемь лет училась академическому «художеству». Список художников, оказавших художественное (веселюсь от тавтологии!) на меня влияние периодически менялся и перечёркивался. Моё композиционное видение начало формироваться в районной изостудии преподавательницей из Академии имени Репина на примерах православных икон. Далее эстафету взяли преподаватели из МАХУ. Там я познакомилась с фотографиями и картинами Александра Родченко. В универе я сильно увлеклась иллюстрациями Ивана Билибина, его многослойные композиции кружили мою голову и восприятие. Такая эклектика сконструировала во мне меня. Долгое время невыразимо нравились передвижники, затем я прониклась импрессионизмом, после — почитала романтиков. Когда я научилась видеть современное искусство, я полюбила и их. Меня бесконечно впечатляет феномен 20-х годов прошлого столетия: абстракционизм, дадаизм и иже с ними… Из каждой эпохи сложно выбрать для себя любимого художника. Но первым осознанным для меня стал Родченко.
Какие у тебя творческие планы?
Я хочу создавать афиши для фильмов и музыкальных групп в своем коллажном стиле. Мне кажется, что у этого определенно есть будущее. Я сделала обложку к зину «Рыба хочет пить» Ростислава Русакова, делала афишу к фильму для Кинопоиска, но запуска не случилось. Мне понравилось, я набираюсь внутренней силы, чтобы писать авторам и предлагать свое видение для обложек музыкальных альбомов. Надеюсь, когда-то решусь.
Ещё я постепенно интегрирую коллажный метод в дизайн, например, мебели или бытовых предметов (у меня есть пара замечательных заказов, где я коллажировала на крупномасштабных объектах).
Мне кажется, что выработать узнаваемый почерк в коллаже, особенно сегодня, почти невозможно, но у тебя получилось. Как ты думаешь, что отличает тебя от других художников?
Спасибо за вопрос. Я думала об этом. Мне кажется, что во многом мой вкус сформировался благодаря советским журналам, посвященным фотографии. И зарубежным фотографиям в принципе, если брать прошедшее столетие. Я и сейчас редко использую современные журналы. Так исторически сложилось. В моих запасах есть огромное количество головокружительного качества репродукций живописных полотен из журналов об искусстве, много вырезок художественных иллюстраций к детским сказкам, они очень занимательны. Помимо перечисленного, мне кажется, все-таки мои восемь лет академической школы и насмотренности повлияли на мое чувство композиции… Я могу назвать это своей особенностью, правда. Я работаю тринадцать лет в кино, композицию кадра я тоже люблю очень, смотрю и изучаю особенности, дружу с операторами.
Я живу творчеством, поэтому, мне кажется, так выходит.