декабрь 2024

«сделать своим» — интервью
со сьюзен би


Сьюзен Би (р. 1952) одна их тех художниц, которые хорошо известны и влиятельны на родине, однако в России о них знают немногие (в прочем, если знают вообще). Публикация интервью Би, объединённая с авторскими коллажами, первый шаг на пути популяризации её работ в нашей стране.
Би удалось разработать узнаваемый стиль, не разрывая контакт с традицией, но удачно продолжая её. С одной стороны, коллажи Би можно воспринимать через постсюрреалистскую оптику, с другой, связи внутри её работ, напоминающих схемы или технические иллюстрации, выстроены предельно аналитически, сознательно, если не сказать разумно. Внешне наивные, её работы посвящены фундаментальным проблемам: осмыслению собственной идентичности, критике существования внутри образного языка, поиску идеальной системы выражения, принципиальному принятию повторяемости и как бы стираемости того или иного знака.
Вместе с интервью мы представляем коллажную серию, в которых художница работает с чужими (но настолько ли они далеки от неё?) стихами — текстами Чарльза Бернстина (р. 1950), поэта, активного представителя «языкового движения» в американской поэзии и по совместительству мужа Сьюзен.
Владимир Кошелев: Cьюзен, расскажите, как вы пришли к занятию искусством? Как рано вы решили стать художником?
Сьюзен Би: Мои родители, Мириам и Зигмунд Лойфер, были художниками. Моя мать писала маслом, и когда я была ребенком, она сажала меня в углу своей мастерской с масляной краской и листом бумаги. Подростком я изучала искусство в МоМА и больше всего любила скетчи и писать краской. Меня водили по выставкам и музеям Нью-Йорка. Можно сказать, меня растили для того, чтобы я стала художником. Я училась в старшей школе с музыкальным и искусствоведческим уклоном, затем в Барнард Колледже изучала историю искусств, а потом получила степень магистра в Хантер Колледже.
В России сильно развито сообщество коллажистов, причём уровень мастерства, даже среди любителей, достаточно высок. По сути коллаж стал одним из традиционных способов выражать себя, свои эмоции и чувства. В социальных сетях публикуется очень много работ и уследить за всеми не представляется возможным. Скажите, интересен ли коллаж в США непрофессиональному, любительскому сообществу?
Да, безусловно. Я думаю, что заниматься коллажем просто-напросто забавно, а сейчас это ещё и относительно легко, ведь для его создания можно использовать, например, компьютер. Свои же работы я делаю по-старинке, при помощи ножниц и клея.

Сьюзен, что вас больше всего привлекает в коллаже как в художественной практике? На мой взгляд, сама по себе идея «пересборки» сегодня волнует многих, особенно молодых…
Коллаж я использую по-разному: могу включать его в книги, могу и в картины. Иногда, когда я пишу картину, я тоже «коллажирую» изображаемые на ней предметы. Для меня это способ взять что-то из реального мира или из мира истории искусства и сделать своим.
В серии коллажей, которую вы предложили нашему проекту, были использованы стихотворные фрагменты из текстов Чарльза Бернстина, поэта, эссеиста и, что немаловажно, вашего супруга. Расскажите, пожалуйста, об опыте подобной «совместной», по-своему коллажной, работы.
Я использую тексты Чарльза с 1970-х гг. Мне очень нравится работать с поэтами. Ещё я сотрудничала со Сьюзен Хау, Регисом Бонвичино, Джеромом Макганном, Рэйчел Левицки и Джеромом Ротенбергом. Эта деятельность по-настоящему наполняла. Знаете, на работу меня провоцировали сами стихи поэтов и приводили к размышлениям о различных образах и формах, которые могли бы соотнести моё творчество с их словами. Я бы назвала свой подход интуитивным и спонтанным.
Сьюзен, скажите, какие художники повлияли на вас? Можете ли вы выделить тех, на чьи работы стоит обратить особое внимание?
На меня повлияло очень много художников, всех не перечесть. Среди них есть и мои современники, и примечательные фигуры прошлого. Я изучила кипу средневековых манускриптов и образцов персидской миниатюры. Мне нравится их подход к добру и злу. Что касается коллажа, мне нравится Ханна Хёх, Макс Эрнст, Соня Деланау и Джон Хартфилд. Дадаисты и сюрреалисты поистине были мастерами коллажа. Если говорить о живописи, часто я обращаюсь к Эдварду Мунку, Каспару Давиду Фридриху и Марку Шагалу. Я имею склонность оглядываться на художников прошлого в поисках вдохновения, хотя, конечно, слежу и за работами современников.
И последний вопрос: Сьюзен, что бы вы могли посоветовать начинающему художнику?
Быть художником всю жизнь сложно. У вас должно быть много энергии и энтузиазма, чтобы не спасовать. Бытие художника — это серьёзное обязательство, но оно может быть крайне плодотворным, особенно если вы найдёте сообщество сверстников-единомышленников.