Чтобы лучше понять место маргинального искусства в современном обществе, обратимся к теории Юрия Лотмана о семиосфере[6], где говорится о центре и периферии системы. Согласно этой теории, в ядре системы располагаются ее доминирующие признаки, на периферии эти признаки ослабевают, а границы семиосфер скрещиваются. Таким образом, появляется множество феноменов, находящихся на пересечении нескольких таких систем. Эти периферийные явления мы и называем маргинальными, то есть непризнанными существующими классификациями, имеющими признаки нескольких систем. Наш мир не шкала и не обособленные круги, мы живем во множестве смысловых сфер, скрещивающихся друг с другом. Укладывая окружающие феномены в простые и понятные схемы, упрощая действительность, мы отказываемся от того, что в эти границы не вмещается. То, что остается на обочине маргинализируется, причем как профессиональной аудиторией, так и самими создателями. Маргинальность может быть и осознанной личностной стратегией, например, как у художников Б.У. Кашкина или отца Арсения.