Ноябрь 2025

«СТУЧИТЕСЬ ВО ВСЕ ДВЕРИ» — ИНТЕРВЬЮ С ДМИТРИЕМ МАРТОВСКИМ

Дарья Горбатова: Дмитрий, расскажите о вашем творческом пути. Как всё началось?
Дмитрий Мартовский: Благодаря дедушке. Я не ходил в детский сад и несколько лет каждый день тусовался у них дома с бабушкой. Мы играли с дедом в карты, убирали снег, я помогал по дому. Но больше всего я любил, когда дедушка брал мой альбом и рисовал мои машинки-модельки. Он часто рисовал что-то по памяти, и почему-то именно автомобили. Дедушка никогда этому не учился, и определённо вдохновил меня. К слову, его дочь, моя мама тоже неплохо рисовала — по всей видимости, по этой линии мне что-то и передалось.
Я изрисовал тонны листов, ходил на кружки по рисованию, а спустя время — в художественную школу. Поступление в университет на специальность «архитектурное проектирование», там я освоил черчение и макетирование.
Во время студенчества я подрабатывал, рисуя эскизы для тату. Меня заинтересовали иллюстрации, и к окончанию университета у меня уже сформировалась клиентская база — я занимался графическим дизайном.
Получается, творчество сопровождало вас с самого детства. А когда вы увлеклись коллажем?
Могу ответить с точностью до года — 2022. К этому моменту я глубоко погрузился в историю с NFT [non-fungible token, невзаимозаменяемый токен — подтверждение владением уникальным цифровым объектом. — Прим. ред.], пытался так зарабатывать. Но отрисовка одной иллюстрации занимала много времени, поэтому я решил попробовать коллаж. Материалом для первых работ послужила пачка журналов, которую я взял у подруги (привет, Ксюха!). Я очень хорошо помню эту серию (прямо как том меме: «вот они слева направо…»). Это была серия «Paper Sense».
Ещё мы ходили с моим двоюродным братом по вечерам в кафе, чтобы немного порисовать и поболтать. Я использовал всё, что попадалось под руку: чеки, салфетки, какие-то бумажки, которые завалялись в кармане. Так я первый раз склеил что-то «реальное».
Дмитрий, если посмотреть на ваши работы со стороны, как вы думаете, что их объединяет?
Мне вообще всегда сложно как-то оценивать свои работы… Но я всегда чувствую, доволен работой или нет. Если попробовать ответить на твой вопрос, скажу так: во всех моих работах можно найти «глитч», появляющийся вследствие дробления изображений.
Кстати, ещё я много работал с чековой лентой — меня интересовали её визуальные особенности и определенный месседж о переработке.
Многим художникам чужда работа в цифровом пространстве. Особенно, если рассматривать его как поле для заработка, всё-таки рынок довольно нестабилен…
Я посвятил два года серьёзной работе в сфере NFT. Сегодня я уделяю этому мало времени. Как ни крути, волна интереса к NFT спала, хайп прошёл, рынок стал менее разнообразен. Продаж там немного, — теперь это поле для коллекционеров и энтузиастов, которые были там не ради денег.
Зарабатывать там уже не получается, по крайней мере у меня, хотя я знаю нескольких человек, которые чувствую себя хорошо, реализуясь в этой сфере. Сейчас меня интересует работа в реальном пространстве, так сказать, IRL. Но время от времени я возвращаюсь к NFT, чтобы не пропадать с радаров.
Дайте пару советов начинающим: как продать свою работу?
Просто пробуйте — лучше совета я дать не могу. Съездите на какое-нибудь местное мероприятие, связанное с продажей искусства. Подайтесь на какие-то опен-коллы, — стучитесь во все двери. На самом деле, это самое сложное. Кто-то вам не ответит, кто-то откажет, но если не пытаться — ничего не получится. В конце концов, оформите портфолио и показывайте всем, кому захотите и сможете — без разницы, онлайн или офлайн.
В своих соцсетях вы обзореваете крафтовые напитки, заведения или рецепты. Редакция интересуется: кто же ваш фаворит?
О, это моя тёмная сторона. Я так отдыхаю, поэтому обозреваю еду и напитки нечасто. Мы постоянно куда-то выбираемся с женой, но выложить всё руки не доходят.
Например, есть бургерная в нашем городе [имеется в виду Тюмень. — Прим. ред.], куда мы ходим года так с 2014… Называется «Как мы любим». Последний напиток, который меня впечатлил — охмеленный лагер от Горьковской пивоварни. Подойдёт всем, кто хочет вменяемого соотношения цены и качества. Редакции советую!
Дмитрий, и последний вопрос: над каким проектом вы сейчас работаете?
Я вынашиваю в голове новую серию холстов. Недавно закончил огромные холсты для суши-ресторана: девять полотен больше человеческого роста. Я самостоятельно делал подрамники, работал с фанерой, использовал разнообразные техники. Более того, параллельно я занимался развитием DARIKON [семейная мастерская украшений из бетона и металла. Основана Дариной Мартыновой в Тюмени. — Прим. ред.], так что в настоящее время впал в творческую спячку. Но кажется я «накопил маны», и скоро начну пропадать в мастерской…