октябрь 2025

«КОЛЛАЖ НЕ ТЕРПИТ ОГРАНИЧЕНИЙ» — ИНТЕРВЬЮ С НАТАЛЬЕЙ БАРГАН

Владимир Кошелев: С чего начался ваш интерес к коллажу? К слову, есть ли у вас художественное образование? Или вы, как принято говорить, «самоучка»?
Наталия Барган: С этим связана довольно весёлая история. Если коротко, то меня буквально насильно заставили проводить мастер-классы по коллажу на моём первом месте работы…
Тогда я ещё не понимала идею коллажа, скажем так, его концепцию. Скорее, мои занятия были про скрапбукинг и пинтерест-картинки. Без особого смысла. После переезда в Москву я стала учиться сама — прошла курс по истории коллажа у Татьяны Алмонд, посещала мастер-классы коллажистов, Олега Бородина и других художников из «ГЭС-2», встречи объединения «Режь да клей».
Что касается моего образования, то я закончила только региональную художественную школу. Дальше учиться не пошла. Занималась дома самообразованием: очень много писала и посвящала себя графике.
Нельзя не сказать о вашей медиаторской деятельности: на протяжении трёх лет вы устраиваете встречи, посвящённые практике коллажа, и активно ведёте соцсети, формируя вокруг себя определённое комьюнити. На ваш взгляд, почему коллаж пользуется такой популярностью?
Сложно дать однозначный ответ. Если проанализировать отклики тех, кто посещает мои встречи, я бы выделила четыре категории участников: одни приходят в поисках комьюнити — творческая среда этому способствует; для других это способ психологической и эмоциональной разгрузки; кто-то стремится открыть для себя новые формы самовыражения в искусстве; для остальных же коллаж становится основным видом творчества.
На мой взгляд, коллаж в России пока не имеет широкой популярности: многие по привычке ассоциируют его с майнд-картами или картами желаний. Если же говорить о причинах, почему коллаж постепенно собирает вокруг себя поклонников, я бы отметила следующее: не нужно уметь рисовать, это недорого и негрязно.
Не пугает ли вас идея, что коллажем заниматься довольно просто?
На самом деле не только пугает, но и обижает. Да, начать заниматься коллажем довольно просто, но этапов развития достаточно много. Конечно, речь ещё идёт про насмотренность, получение опыта, поиск собственного стиля…
Над чем вы сейчас работаете? Есть ли художественный проект, которым вы особенно живёте?
Сейчас основная моя деятельность — развитие сообщества, где мы как раз-таки рассматриваем коллаж не просто как «хобби», а способ прикоснуться к большому искусству. Также в разработке есть несколько проектов. Например, один про эмоциональные коллажные фотосерии, вдохновленные Джесси Дракслером, другой про коллажные наборы для создания открыток.
Есть ли у вас «запреты» или табу в работе с определённым материалом?
На своих занятиях я всегда стараюсь говорить о том, что коллаж на терпит ограничений, однако лично я, например, не очень люблю коллажи с текстом. В своих работах я стараюсь использовать только образы, изредка прибегая к цифровым шифрам. 
Какую роль для вас играет случайность — например, найденный фрагмент или неожиданная визуальная рифма? Вы больше доверяете интуиции или заранее знаете, каким будет коллаж?
Случайность безусловно люблю, прям «выверенные» коллажи всегда играют другими красками. Но мой коллаж, скорее, будет про найденный фрагмент… Хотя, знаете, был у меня один коллаж, «Сквозь века», где в черновом варианте складывалось всё идеально, но в готовой работе этого не получилось. Это тоже история про то, что заранее заготовленный сюжет для коллажа — не всегда хорошее решение. Проще поймать момент в процессе, чем искать что-то конкретное, не зная, получится ли реализовать идею, или же она отразится в работе только собственной тенью.
Представим, что у вас есть возможность реализовать большой выставочный проект без ограничений — в выборе места, бюджета, формата, — каким бы он был?
Наверное, продолжение моей первой выставки, в частности, экспозицию «Грани»: каждая грань куба отражала душу, личность, тело, а новые сочетания порождали новые персоналии, новые идентичности: тебя, меня, его или её. В какой-то степени этот проект уже продолжила работа, состоящая из глаз, в свою очередь объединяющихся в единое «око».