декабрь 2024

«сделать своим» — интервью
со сьюзен би

художница:
перевод:
майя мамедова
Сьюзен Би (р. 1952) одна их тех художниц, которые хорошо известны и влиятельны на родине, однако в России о них знают немногие (в прочем, если знают вообще). Публикация интервью Би, объединённая с авторскими коллажами, первый шаг на пути популяризации её работ в нашей стране.
Би удалось разработать узнаваемый стиль, не разрывая контакт с традицией, но удачно продолжая её. С одной стороны, коллажи Би можно воспринимать через постсюрреалистскую оптику, с другой, связи внутри её работ, напоминающих схемы или технические иллюстрации, выстроены предельно аналитически, сознательно, если не сказать разумно. Внешне наивные, её работы посвящены фундаментальным проблемам: осмыслению собственной идентичности, критике существования внутри образного языка, поиску идеальной системы выражения, принципиальному принятию повторяемости и как бы стираемости того или иного знака.
Вместе с интервью мы представляем коллажную серию, в которых художница работает с чужими (но настолько ли они далеки от неё?) стихами — текстами Чарльза Бернстина (р. 1950), поэта, активного представителя «языкового движения» в американской поэзии и по совместительству мужа Сьюзен.
Installation view of «Robert Rauschenberg», 1977,
at Museum of Modern Art, New York.
© MoMa
Владимир Кошелев: Cьюзен, расскажите, как вы пришли к занятию искусством? Как рано вы решили стать художником?
Сьюзен Би: Мои родители, Мириам и Зигмунд Лойфер, были художниками. Моя мать писала маслом, и когда я была ребенком, она сажала меня в углу своей мастерской с масляной краской и листом бумаги. Подростком я изучала искусство в МоМА и больше всего любила скетчи и писать краской. Меня водили по выставкам и музеям Нью-Йорка. Можно сказать, меня растили для того, чтобы я стала художником. Я училась в старшей школе с музыкальным и искусствоведческим уклоном, затем в Барнард Колледже изучала историю искусств, а потом получила степень магистра в Хантер Колледже.
Installation view of «Robert Rauschenberg», 1977,
at Museum of Modern Art, New York.
© MoMa
Сьюзен Би. Коллажи со строчками из ещё не опубликованной поэмы Чарльза Бернстина
«Pre-Owned Poems»
В России сильно развито сообщество коллажистов, причём уровень мастерства, даже среди любителей, достаточно высок. По сути коллаж стал одним из традиционных способов выражать себя, свои эмоции и чувства. В социальных сетях публикуется очень много работ и уследить за всеми не представляется возможным. Скажите, интересен ли коллаж в США непрофессиональному, любительскому сообществу?
Да, безусловно. Я думаю, что заниматься коллажем просто-напросто забавно, а сейчас это ещё и относительно легко, ведь для его создания можно использовать, например, компьютер. Свои же работы я делаю по-старинке, при помощи ножниц и клея.
Сьюзен Би. Коллажи со строчками из ещё не опубликованной поэмы Чарльза Бернстина
«Pre-Owned Poems»
Сьюзен, что вас больше всего привлекает в коллаже как в художественной практике? На мой взгляд, сама по себе идея «пересборки» сегодня волнует многих, особенно молодых…
Коллаж я использую по-разному: могу включать его в книги, могу и в картины. Иногда, когда я пишу картину, я тоже «коллажирую» изображаемые на ней предметы. Для меня это способ взять что-то из реального мира или из мира истории искусства и сделать своим.
Bed Hangings. Susan Howe, Susan Bee. Granary Books. 2001.
В серии коллажей, которую вы предложили нашему проекту, были использованы стихотворные фрагменты из текстов Чарльза Бернстина, поэта, эссеиста и, что немаловажно, вашего супруга. Расскажите, пожалуйста, об опыте подобной «совместной», по-своему коллажной, работы.
Я использую тексты Чарльза с 1970-х гг. Мне очень нравится работать с поэтами. Ещё я сотрудничала со Сьюзен Хау, Регисом Бонвичино, Джеромом Макганном, Рэйчел Левицки и Джеромом Ротенбергом. Эта деятельность по-настоящему наполняла. Знаете, на работу меня провоцировали сами стихи поэтов и приводили к размышлениям о различных образах и формах, которые могли бы соотнести моё творчество с их словами. Я бы назвала свой подход интуитивным и спонтанным.
Charles Bernstein, 2006. Photo by Cecilia Gronberg.
BOMB Magazine
Сьюзен, скажите, какие художники повлияли на вас? Можете ли вы выделить тех, на чьи работы стоит обратить особое внимание?
На меня повлияло очень много художников, всех не перечесть. Среди них есть и мои современники, и примечательные фигуры прошлого. Я изучила кипу средневековых манускриптов и образцов персидской миниатюры. Мне нравится их подход к добру и злу. Что касается коллажа, мне нравится Ханна Хёх, Макс Эрнст, Соня Деланау и Джон Хартфилд. Дадаисты и сюрреалисты поистине были мастерами коллажа. Если говорить о живописи, часто я обращаюсь к Эдварду Мунку, Каспару Давиду Фридриху и Марку Шагалу. Я имею склонность оглядываться на художников прошлого в поисках вдохновения, хотя, конечно, слежу и за работами современников.
Джунейд. Хумаюн подглядывает за Хумаем, стоящим у ворот. Миниатюра. «Три поэмы» Хаджу Кермани.
1396 год. Британская библиотека, Лондон
И последний вопрос: Сьюзен, что бы вы могли посоветовать начинающему художнику?
Быть художником всю жизнь сложно. У вас должно быть много энергии и энтузиазма, чтобы не спасовать. Бытие художника — это серьёзное обязательство, но оно может быть крайне плодотворным, особенно если вы найдёте сообщество сверстников-единомышленников.
Wikipedia