октябрь 2024

«Я оставила много боли в своих работах и поэтому могу идти дальше» — интервью с лизой толстяковой

Уже больше двух лет вы вместе с Адель ведёте медиапроект «новая насмотренность». Как это повлияло на другие аспекты твоей жизни?
Медиа о визуальной культуре сыграло огромную роль в моём развитии. Первый год работы, когда мы вдвоём с коллегой создавали по одному посту в день, стал настоящим погружением в мир дизайна и искусства. Ежедневно мне нужно было копать недра интернета и находить самое крутое: я развивала насмотренность, открывала для себя новые приемы и техники, узнавала имена художников и была в курсе всех событий в мире современного искусства.
Сейчас мы сотрудничаем с большим количеством галерей и каждую неделю получаем приглашения на вернисажи — всё это приблизило меня к индустрии, познакомило с вдохновляющими людьми и стало мощным стимулом для творчества. Иногда бывает сложно балансировать, но я стараюсь не забывать про саморазвитие, реализуя личные проекты, и оставаться включенной в жизнь «новой насмотренности». К счастью, сейчас у нас большая и активная команда, что позволяет меньше переживать о создании крутого контента.
В современном сообществе дизайнеров наблюдается интерес к смешанным техникам, включающим аналоговые методы, которые ты используешь. Как бы ты объяснила это явление? В чем, по твоему мнению, различие между применением mixed media в дизайне и в искусстве?
Мне кажется, любой дизайнер рано или поздно сталкивается с моментом, когда работа в привычных инструментах, таких как Illustrator и Figma, начинает казаться однообразной. Я начала использовать mixed media как способ разнообразить свои работы и привнести в них чуть больше жизни. Мне нравится этот эффект «неповторимости». Уверена, что подобный подход приносит пользу и другим дизайнерам.
Конечно, между дизайном и искусством есть чёткая разница: в дизайне на первый план выходит функциональность. Но граница между этими двумя областями становится всё более размытой. Дизайн мероприятия или продукта может быть невероятно артовым и сумасшедшим, если это соответствует ДНК бренда. Многие художники имеют за плечами опыт работы в дизайне, возможно, это тоже размывает границы и отражается в их практике.
Насколько я знаю, в твоём творчестве произошло обновление после недавней хирургической операции. Скажи, как изменились твоё восприятие мира и твой подход к созданию произведения?
Операция была для всех неожиданностью: я просто поехала на плановый чекап и буквально за три-четыре дня состояние стало критичным. У меня совсем не было времени адаптироваться, принять всё это. Я думала, что это сильно ранит меня и заберёт силы бороться дальше.
Но, очевидно, я недооценивала себя: этот жизненный этап помог переосмыслить многие вещи. Я отказалась от проектов, которые тянули из меня все соки и начала больше думать о себе, своём творчестве.
Я оставила много боли в своих работах и, наверное, поэтому могу идти дальше, а не сокрушаться о несправедливости. До операции я месяц лежала в инфекционной больнице: туда никого не пускали и, более того, где-то две недели я практически не могла ходить из-за боли. Тогда я сделала первые страницы зина, который был некой рефлексией и спасением. Некоторые отвлекаются от грустной реальности алкоголем, а я нашла себя в творчестве.
Расскажи о своей коллекции произведений искусства (можешь рассказать о своих самых ценных работах или в общем про твой круг любимых художников). На что ты ориентируешься при покупке работ?

Чаще всего я покупаю не работы, а взгляд на мир другого человека. В моей коллекции картины тех людей, чьё мышление и идеи мне близки. Часть художников, чьи работы можно найти у меня дома, никогда не выставлялись в галереях, а у некоторых были персональные выставки в Европе. Я не особо думаю о выгоде покупки: смогу ли я продать работу дороже или похвастаться именитым художником в коллекции. Даже покупка оригинальной гравюры Анри Матисса была не рациональной, а эмоциональной: я буквально расплакалась от осознания, что один из любимых художников будет стоять у меня в гостиной. 

Во многом покупка произведений искусства для меня — возможность поддержать любимых художников и обеспечить себя возможностью вдохновляться каждый день, просыпаясь почти в галерее с постоянной экспозицией (сейчас я стараюсь больше не покупать работы, так как для них буквально нет места, и я безумно жду переезда).
Какие у тебя планы на ближайшее будущее?
Планов, как всегда, много: мы продолжаем развивать «новую насмотренность» и придумывать увлекательные активности, которые смогут заинтересовать нашу аудиторию. Особое внимание мы уделяем выходу в оффлайн, чтобы укрепить наше комьюнити и построить прочные связи с людьми, разделяющими наши интересы. Поэтому советую следить за апдейтами!
Но и о собственном творчестве я не забываю. Сейчас я погружена в работу над большим проектом — книгой о моём детстве, о даче, которая стала неотъемлемой частью моих воспоминаний. Я мечтаю организовать выставку, посвящённую этой книге, и создать несколько дополнительных работ в разных техниках, чтобы полнее раскрыть тему и поделиться видением с миром.