Так мы открыли еще одну тему, что такое народное искусство (в значении «искусство простонародья») сегодня?
Народная культура — это не только традиционные песни и танцы, орнаменты и костюмы, но и благоустройство и архитектура. Народная культура выходит за рамки традиционного этнического разнообразия. Французский философ Мишель де Серто писал, что анонимные и «обреченные на смерть» творения, которые живут, но не сохраняются и есть подлинное народное искусство. Современные народные инициативы, тесно переплетенные с массовой и элитарной культурой, приводят к созданию уникальных произведений. В них раскрывается как индивидуальный характер автора, так и культурное разнообразие России. Так создается народная архитектура и урбанистика.
Урбанистика и развитие территорий для большей части страны это – далекие от реальности слова, люди сами решают проблемы украшения обезличенных пространств подручными средствами. Но образцы простонародного творчества могут исчезнуть так и не получив серьезного теоретического осмысления: во многих регионах России с 2021 года начал готовиться закон о запрете на использование автошин на приусадебном и земельном участке, иными словами запрет на любительскую экспансию городских дворовых пространств. Таким образом, целый культурный пласт в скором времени может исчезнуть, и если его не удается сохранить, то необходимо осмыслить то, что названо не-искусством, зафиксировать любительские арт-среды, признанные инородными городской среде. Такое творчество маргинализованно, и единственное, что мы можем сделать, задокументировать его максимально полно.
Мы хотели бы пренебрежение заменить на внимание. Любопытство к этим самодельным «версалям» позволит сохранить феномен культуры повседневности, который появился в конкретный исторический момент и может характеризовать его. Нет сомнения, что со временем они исчезнут, важно максимально широко их зафиксировать, описать, чтобы теоретикам можно было их осмыслить в последствии.
Простой человек в своей обыденной жизни всегда находится под гнетом доминирующих стратегий, пользователь не свободен в своем потреблении, он вынужден подчиняться правилам и действовать в соответствии с навязанными схемами и ожиданиями, он может выбирать только из предложенного. Несвобода закрадывается на личную территорию человека, это касается как пространства, так и предметного мира.
Однако свобода – это один из базовых инстинктов человека (утверждение бесспорно спорное), потому он ведет незримую борьбу, сопротивляется навязанным правилам и порядкам, что проявляется в том, как происходит освоение массового продукта. Существует тысяча способов «действовать подручными средствами», которые де Серто называет «браконьерством», то есть присваиванием чужого. Личность пытается освоиться в навязанном пространстве, превратить его в свое, так происходит сопротивление господствующему порядку, но тихое, без антагонизма в отношении институтов и структур власти. И наш маргинал приходит на свалку, где есть куча обломков фабричных вещей, но он не знает, как выглядело целое, он строит из этих обломков новое и скрепляет цементом своей авторской воли. Для нас удовольствие разгадывать первоисточник, но автору он не важен. Отсюда у него ощущение сотворения мира заново. Это так и есть – новый мир, но не из первоэлементов, а из культурного мусора.