август 2024

«Коллаж вообще не то искусство, где возможно планировать» — интервью с объединением «летов без букета»

Расскажите, как было образовано ваше объединение? Работали ли вы до этого самостоятельно и в какой момент пришли к созданию совместных работ?
АНДРЕЙ: Первый свой более-менее осмысленный коллаж я сделал году в 2016-м. Это была сказка, сделанная из рекламной газетки про здоровье… Делал я у своей сестры в подарок дорогому человеку, поэтому коллаж вышел шедевральным для той эпохи (сестра, кстати, впоследствии коллажную искру переняла, и через несколько лет сделала пару открыток, и даже звала меня резать бумагу с ней, дорогой человек позже тоже стал использовать коллажные приемы в своем поздравительном творчестве). О чём она была — тяжело вспомнить, но там был сильный персонаж-образ — санитар из леса. Другой ранний коллаж я подарил Элен на Новый год, его я хорошо помню — это была открытка с античным барельефом, на котором были изображены люди и конь, всем им я прилепил новогодние колпаки (и коню тоже), и страшно радовался своей придумке и сочетанию белого мрамора и красных колпаков. Однажды и мне подарили роскошную открытку-коллаж с огромными птицами, заполонившими Бруклинский мост… Наверно, так и начала появляться мысль, что изображения можно как-либо сочетать и получать нечто новое с долей юмора, иронии, смешинки, рождать новые смыслы из знакомых глазу картинок. После этого коллажей, кажется, не было, я занимался фотографией какое-то время, клеить — точно не клеил. И долго не было каких-то мыслей на этот счёт. Пока однажды (15 августа 2020 года в летний денек) со словами «я сегодня анти-анти-двойное отрицание-свинец» я не написал Лене, которая недавно вернулась из Нью-Йорка, и мы договорились встретиться на следующий день где-нибудь в парке с кофейком и газетами, что из этого получится — мы не знали, целью скорее было встретиться и повеселиться. Первые коллажи были слово-центричные: была яркая фраза и какие-то сочетающиеся образы, одним словом — журналы и книги ещё были не изрезаны настолько, чтобы разговаривать с реальностью через коллаж акцента. Наверно, в этот момент и появилось наше творческое объединение. Затем мы стали собираться время от времени и клеить коллажи, интерес рос, появилась группа в ВК, а дальше… дальше видно по коллажам — полетели.
ЛЕНА: Я даже не помню, как так получилось, что летом в Парке Победы мы сели и стали делать коллажи. Просто пришла в голову мысль, что надо именно так провести время — а Андрэ уже на тот момент был моим лучшим другом, и я знала, что будет весело.
Мудборд Андрея
Есть ощущение, что у вас разные подходы к созданию коллажей. Как происходит этот процесс?
АНДРЕЙ: Сложно отметить в чем разница между нашими с Леной подходами. Пользуемся одинаковыми ножницами, бумагой и клеем, иногда неизбежно меняемся ими в процессе… Однако образы, и композиции, и смыслы, которые получаются в итоге, генерируются разными людьми… Лена делала и делает очень интересные (гениальные) абстракции, или коллажи, содержащие глубокие, пробирающие образы и смыслы — поэтические, религиозные, эстетические. Для меня, наверно, больше характерен эксперимент с формой, техникой. Но нельзя сказать, что мы замкнуты в каком-то одном амплуа: часто, когда я показываю наши коллажи друзьям, я прошу угадать, кто это сделал, и, как показывает эта практика, очень тяжело найти грань. Любимые коллажи, серии и книжки сделаны вместе. Иногда мы делаем один коллаж вдвоём, иногда меняемся идеями, иногда в процессе меняемся коллажами. Коллаж рождается в диалоге, это круто.
ЛЕНА: Я думаю, что для меня очень важен поиск ощущением, проживанием. Когда я делаю коллаж, это походит на ураган бумаг и диджитал деталей, которые крутятся вокруг меня и предлагают разные склейки. Полагаюсь только на внутренний отклик: «Вот сейчас сделаю так — это да или нет?» В этом плане коллаж выступает как практика визуальной интуиции и случайности. Может, звучит коряво, но большинство работ опираются именно на внутреннее «точно — надо так». И очень много отводится именно случайности. Иногда бумага просто сама по себе рвётся самым интересным способом. Осталось это заметить.
Очевидно, вы тяготеете к форме циклов, в том числе и к объединению коллажей в зины. Почему вам интересно работать с серийным подходом?
АНДРЕЙ, ЛЕНА: Сложный вопрос: иногда серией становятся все коллажи, сделанные в один вечер, иногда настроение продуцирует похожий стиль работ, иногда техническая идея связывает, иногда делаем вместе и кусочки ложатся в разные картинки. В общем случае предсказать рождение серии очень сложно. Коллаж вообще, кажется, не то искусство, где возможно планировать. «Сейчас я сяду и сделаю серию», — так редко бывает с коллажом, хотя если подготовить материал заранее, обдумать — тогда вполне возможно заранее угадать серию, но чаще всё же она набирается случайно.
Мудборд Лены
Вы обращаетесь не только к деколлажу, но и используете свои полноценные фотографии, а в последнее время обращаетесь к виртуальным элементам (в отличие от старых работ). В каком направлении вы бы хотели продолжать развиваться?
АНДРЕЙ: Честно, как такового направления нет, мы всё время экспериментируем понемногу… Годятся все выразительные средства и техники, равноценно. Коллаж видится кругом — обрезки на столе, рваные бумаги, приклеенные к столбу, мусор на улице, повседневная деятельность, тексты научных обзоров, произнесенные в диалоге слова — естественные виды коллажа. После осознания этой мысли кажется, что понятие направления стирается напрочь. Всё есть коллажное… Но если не улетать слишком далеко, то бумажный коллаж и деколлаж лично я люблю немного больше (наверное), они как будто более реальные, что ли, можно пощупать. Но если вы напечатаете фотографию или скан — тут же рождается новый, опять-таки, реальный объект со своими уникальными смыслами, образами, языком. Меня это завораживает. Стоит отметить, что люди обычно наши работы смотрят в электронном виде, и таким образом взаимодействуют не с самими работами, а с иными, в целом виртуальными объектами…

ЛЕНА: Я бы хотела продолжать поиск. В какой-то момент я смирилась, что никакого гомогенного стиля у меня не наблюдается, потому что иногда хочется простой человеческой абстракции, а иногда зин про мусор или кубики. Иногда хочется, чтобы в диджитал пространстве во все стороны пустились ломаные линии, скрывающиеся за пятью слоями старых фотографий, а иногда — ироничный коллаж из учебника про окружающий мир. Направление одно — творческий движ.
какие темы волнуют вас больше всего?
АНДРЕЙ: Единственное, чего я не знаю, пожалуй. Но если оглянуться на творчество, то, наверно, это основополагающие какие-то вещи — пространство, форма, взаимодействие целого и его частей, оптические иллюзии, момент восприятия, это всё очень волнует.
ЛЕНА: Меня волнует чудо. Прям как у Лосева в «Диалектике мифа». Один из моих любимых коллажей — это коллаж Андрэ из сигаретной пачки «Джарума». Вот только лежала пустая пачка, а на глазах он сложил на бумаге новый, мистический мир. Коллаж прекрасен для меня именно тем, что иногда можно сделать чудо из старого конспекта или забытой фотографии в телефоне.
Что вас вдохновляет?
АНДРЕЙ: Вдохновляет почти то же, что и волнует… Из реальной жизни ещё, конечно, друзья, люди, мысли из диалогов. Иногда научные и просто картинки, презентации моих студентов, рисунки на партах, фотографии, пятна, местности, мусор, отражения, математика, сказки, небо, свет, вода, философия, перемещения.

ЛЕНА: Стихи Бориса Рыжего, творчество Славы КПСС, Замая и Романа Михайлова! Много-много всего ещё, ну пока хватит.
объекты