август 2024

«мне нравится, когда неважные, забытые вещи обретают какую-то значимость» — интервью с алёшей

художник:
В своем инстаграме* ты как-то сказал, что тебе не хотелось бы привязывать свои работы к коллажу (возможно, также и к ассамбляжу). Как бы ты тогда назвал и/или описал свой творческий подход?
Скорее всего это было о том, что коллаж у меня связан с какими-то странными ассоциациями: как будто коллаж — это нагромождение малосвязанных между собой кусочков, слепленных в франкенштейна, там царствует вседозволенность и смешение всего со всем.
Для меня важно, наоборот, добиться естественности картинки, чтобы это выглядело, «как будто так и было». То есть да, технически я часто склеиваю какие-то кусочки вместе и это можно назвать коллажем. Но принцип создания мне кажется немного иным. Сам я могу сказать, что как будто вспоминаю картинку, восстанавливая её обратный порядок.
Расскажи немного о поиске материалов для своих работ
О, это я очень люблю. но всё достаточно просто на самом деле: поиск — это всегда приключение, небольшое открытие и радость от находки. Практически никогда я не ищу что-то конкретное, обычно это просто случайно попадается мне под руку, кажется интересным, и вот уже становится материалом. Это даже не всегда что-то материальное, часто это ситуации на улицах, случайные диалоги, красивый свет за окном. В общем, то, что нельзя взять и собрать в ладошку.
А ещё, кстати, есть один секрет, и я даже могу его рассказать: главное ничего не искать специально!
Твои объекты сложной, уникальной формы, к тому же большинство из них чрезвычайно хрупкие. Как ты их хранишь?
Блин, да! Они правда очень хрупкие и иногда рассыпаются даже раньше, чем я их доделаю. Но мне нравится эта хрупкость, в ней тоже, на мой взгляд, много естественности. Всё живое достаточно хрупкое, оно меняется, трансформируется, ветшает, умирает, и я не хочу этот ход событий сильно нарушать. У меня нет задачи создавать что-то «вечное» в материальном смысле, мне кажется, такие штуки могут утратить что-то важное. Ведь как здорово ухватить за хвост какой-нибудь маленький моментик, который больше никогда не повторится! Тут примерно также, только моментик может длиться немного подольше. Работа может прожить год, может прожить 5 минут, может измениться спустя какое-то время. По-моему, интереснее тут быть свидетелем, чем биться за тот «изначальный и единственно верный вариант».
По поводу хранения: к своему стыду, я храню работы как попало: по всяким углам, под кроватью, на шкафу и т. д. у меня очень мало места, поэтому они просто где-то валяются. Некоторые я отдаю/дарю и их хранит уже кто-то другой, например, одной серии очень повезло, и она хранится у моей подруги в специальном старинном голубом сундуке!
Кстати, вот буквально вчера случилась одна история, связанная с хрупкостью и хранением. Серия работ, сделанная в резиденции «сияние», хранится в апатитах и сейчас поехала в москву на выставку-аукцион. Одна из работ (моя любимая) не пережила транспортировку и у неё практически полностью отвалилась краска с бетонного куска. Мне позвонила девочка, и я ей рассказывал по телефону и через телеграмм, как восстановить работу, и у неё получилось! Теперь картинка выглядит уже совсем иначе, но мне очень интересно, когда происходят такие штучки! Не в плане когда работы портятся, а когда они меняются и удивляют даже меня самого, мне радостно наблюдать эти процессы.
У тебя также был опыт участия в арт-резиденции ЦСИ «Сияния» в Апатитах. Насколько пребывание там повлияло на твой подход? Изменилось ли твоё отношение к творчеству?
К моему счастью, отношение к творчеству у меня меняется постоянно, и поездка в «сияние», конечно, тоже стала для меня очень важным событием.
Ну и, конечно же, я ощутил суперположительное влияние наличия мастерской и хорошего режима дня, когда ты полностью погружён только в творчество и не отвлекаешься. Отсюда и небывалая для меня продуктивность в резиденции.
Наверное, в первую очередь потому, что это был первый раз, когда ко мне как к художнику отнеслись с уважением. Раньше это было типа: «ну понятно, художник, ерундой там занимаешься». А здесь меня пригласили, оплатили билеты, проживание, еду, дали мастерскую и велосипед. Ребята дали мне все карты в руки, хорошо отнеслись к моему подходу и идеям, я начал ощущать свою значимость и силу в художественном смысле. Для меня было важно почувствовать это внутри, чтобы двигаться дальше.
Есть впечатление, что твоё включение бумажных элементов в найденные объекты проявляет память потерянных. Является ли такой подход осознанным или ты действуешь на основе других идей?
А я не знаю, может это от того, что мне нравится, когда неважные, забытые или бесцельные вещи обретают какую-то значимость. Для кого-то, скорее всего, эта бумажечка не имела уже никакой ценности, а мне показалась хорошей, и я смог её где-то использовать.
Мне кажется, что какие-то значимые, условно «важные» и «большие» темы часто отражаются в мелочах, но при этом мелочи ближе человеку, и говорить через них как будто проще и доступнее.
Но это я сейчас придумал, а так вообще я просто делаю так, как мне почему-то кажется правильным, заранее я не то чтобы знаю это.
Да, когда получается через какой-то образ обратиться к памяти конкретной истории — это для меня интересно, но всё равно это обращение от частного к общему, и зритель всё равно будет видеть тут свою историю.
Как ты видишь свою выставку мечты?
Наверное, это такая выставка, где зритель забудет, что он на выставке.
Вообще мне нравится идея чего-то случайного, где событие происходит для каждого конкретного зрителя и только один раз, например. Но вроде как такая выставка уже есть, каждый день можно посмотреть, просто глаза открыв, а иногда можно даже и во сне!
Что тебя вдохновляет?
Да вот эта выставка и вдохновляет! Каждый день живу и стараюсь находить что-то, чем вдохновиться. Иногда получается много, иногда совсем чуть-чуть, иногда совсем не получается. но вот жизнью, наверное, и вдохновляюсь во всех её проявлениях. Что-то выбираю, что-то нет, но мне здесь нравится и интересно, а ещё так красиво!
объекты