В порыве сгладить первое впечатление я извинился за нелогичное уподобление шпалер обоям, цвет которых совпадал с цветом бумаги для вырезания, но не с цветом самого изображения. Потому что сущность матиссовских коллажей заключалась именно в том, чтобы быть коллажами из цветной бумаги (то есть коллажами цвета), а не в изображении предметов, как, например, у Макса Эрнста, чьи коллажи были коллажами изображённых предметов, то есть коллажами форм. Это нисколько не помогло, и Матисс указал мне, что его коллажи — это прежде всего «вырезки», он любил это слово. Раскрашенные вырезки. Потому что если цвет не был нанесен на картину кистью, то он был предварительно подготовлен гуашью на листах бумаги, на которых потом рисовали ножницы. Именно на этом настаивал Матисс — вместо того, чтобы рисунок, как в ранней живописи, всегда сначала обращался к цвету — вместо того, чтобы рисунок щадил, окутывал, «подготавливал» пространства, которые могли иметь форму цветений, предметов, персонажей, а на фоне могли быть нарисованы плоскости композиции, здесь сначала наносилась краска, затем фрагмент вырезался, то есть был «нарисован» уже только потом, ножницами, окруженный элементами композиции. Так что было совершенно неправильно утверждать (как это сделал я), что использование цветной бумаги заменяло краску — цвет, ранее выбранный и выполненный гуашью, имел доминирующее значение, что не было также ни раскрашенным коллажем, ни обоями, то есть, скажем так, не было притворством.