август 2024

Фестиваль Маргинального искусства «Эстетика бриколажа»

Мы ввели сразу несколько понятий, которые не закреплены в искусствоведческой терминологии. Дав им определение, мы сможем описать характер своей работы.
В 2022 году мы запустили проект «Фестиваль маргинального искусства «Эстетика бриколажа»», суть которого заключается в изучении творческой составляющей культуры повседневности, тех практик молчаливого большинства, которые остаются незамеченными, а, зачастую, и обесцененными. Эти низовые практики – это желание индивидуализировать однотипные жилища: собственную квартиру или дом, интерьер, дворовое пространство, предметы быта. Чаще всего в фокусе нашего внимания не объекты искусства, а поделки, выплеск творческой энергии, такие как сады из покрышек, бутылок и мягких игрушек, но иногда в этом поле маргинального нам попадаются подлинные шедевры, такие как дом кузнеца Кириллова в Кунаре. Основной задачей проекта является эстетизация простонародного творчества.
Афиша фестиваля «Безымянное искусство. Эстетика бриколажа»
Бриколаж – оригинальное, законченное художественное высказывание, комбинированное из художественно-образных систем: стереотипов массовой и идеологизованной культуры, рудиментов фольклорного сознания, вторично усвоенных образов высокого искусства. Термин впервые стал использоваться философами-постмодернистами[1]. Жиль Делёз и Феликс Гваттари называли бриколаж способом действия шизоидного производителя, характеризуя его, они писали, что он сопротивляется параноической диктатуре и ускользает из-под носа господствующих культурно-политических режимов, нацеленных на фиксацию, сепарацию и захват.
Техника бриколажа и в классическом понимании – это произведение, созданное из отдельных фрагментов фабричных изделий. Еще Дени Дидро упоминал о «подручном» искусстве, которое «приспосабливает» материалы, выкраивая их, подрезая, соединяя и т. д. В подобном контексте по отношению к творению Фердинанда Шеваля (объект «Идеальный дворец») термин использовал Клодом Леви-Строссом: «В своем прежнем значении глагол bricoler применяется к игре в мяч. К бильярду, к охоте и верховой езде – обычно чтобы вызвать представление о неожиданном движении: отскакивающего мяча, лошади. Сходящей с прямой линии, чтобы обойти препятствие. В наши дни бриколер – это тот, кто творит сам, самостоятельно, используя подручные средства в отличие от средств. Используемых специалистом»[2].
Facteur cheval
Фердинанд Шевалье. Идеальный дворец.
1879–1912 годы
Маргинальное искусство – это искусство не магистральное, то есть, не признанное системой, находящееся на границе разных групп. Буквальный перевод с латинского marginalis – расположенный на краю, на границе.
Интересующие нас явления переживают культурную апроприацию. С фигурой маргинала связано понятие Георга Зиммеля «Чужой»[3]. Общество воспринимает маргинальное как опасность, ведь оно расшатывает существующие нормы, благодаря которым общество стабильно. Не удивительно, что обыденном сознании «маргинальность» стало синонимом «девиантности». Однако лиминарные личности, меняющие границы искусства необходимы для позитивных преобразований в обществе и культуре: «Потребность в них может быть потребностью самого социума, предрасположенного в своей истории постоянно возобновлять лиминальные ситуации, то есть ситуации выхода из структуры»[4]. Для того, чтобы выйти из стагнации на новый уровень развития отдельных феноменов и сообществ, необходим тот, кто может расшатать существующие границы, кто обладает внутренней свободой и широтой мировоззрения. Маргинал живет в двух мирах, но не принадлежит ни одному из них, не включен ни в одну из групп: «Им присуща своеобразная особенность и право – быть чужими в этом мире, ни с одним из существующих жизненных положений этого мира они не солидаризируются, ни одно их не устраивает…»[5]. Маргиналом был первый человек, приготовивший пищу на костре, первым оставивший отпечаток ладони на стене пещеры, создавший стены первого жилища, придумавший первую рифму.
Чтобы лучше понять место маргинального искусства в современном обществе, обратимся к теории Юрия Лотмана о семиосфере[6], где говорится о центре и периферии системы. Согласно этой теории, в ядре системы располагаются ее доминирующие признаки, на периферии эти признаки ослабевают, а границы семиосфер скрещиваются. Таким образом, появляется множество феноменов, находящихся на пересечении нескольких таких систем. Эти периферийные явления мы и называем маргинальными, то есть непризнанными существующими классификациями, имеющими признаки нескольких систем. Наш мир не шкала и не обособленные круги, мы живем во множестве смысловых сфер, скрещивающихся друг с другом. Укладывая окружающие феномены в простые и понятные схемы, упрощая действительность, мы отказываемся от того, что в эти границы не вмещается. То, что остается на обочине маргинализируется, причем как профессиональной аудиторией, так и самими создателями. Маргинальность может быть и осознанной личностной стратегией, например, как у художников Б.У. Кашкина или отца Арсения.
Среди пластических искусств наиболее спорными, неоднозначными и малоизученными являются ассамбляжи, созданные художниками-самоучками, которые обладают большим масштабом и состоят из множества элементов. К ним мы решили использовать термин «народная арт-среда».
Народная арт-среда – это простонародная тотальная инсталляция, созданная без осмысленной конечной цели. Этот вид творчества входит в широкое понятие искусства аутсайдеров. Эти пространства сайт-специфичны: они создаются из подручных обыденных материалов, окружающих автора, из фрагментов вещей промышленного производства или ремесленных изделий. Образы такого творчества причудливо включают в себя локальные традиции, национальную специфику, растиражированные мотивы классического искусства и артефакты массовой культуры, самобытно переживаемые их творцом. Культурные отсылки непрозрачны и рискуют быть случайными, а авторские комментарии и сопроводительные тексты зачастую не поясняют, а дополняют, становятся их частью. Народные арт-среды существуют только в естественном социокультурном ландшафте, перенести их в выставочное пространство с сохранением изначальных смыслов невозможно. Одним из способов знакомства с ними являются поездки и подробное описание, фото- и видеосъемка, у них большой потенциал для того, чтобы стать объектом внутреннего туризма.
К этому любительскому энвайронменту относится множество объектов со всего мира: «Идеальный дворец» Ф. Шеваля, «башни Уоттс» С. Родиа, «Дом Второго пришествия» Исайи Робертсона, «Замок Кано» Доминика Эспинозы, «Каменный сад» Нека Чанда, сад скульптур Вейо Рёнккёнена, «гора Спасения» Леонарда Найта, «Помпеи Джерри» Джерарда Далтона, «Трон третьего неба генеральной ассамблеи тысячелетия наций» Джейса Хэмптона, «Дом прекрасной святой драгоценности» Лоя Боулина, «Памятник Громовой горы» Фрэнка ван Занта, дом кузнеца Криллова (недавно официально включен в перечень культурного наследия), «Храм Гомера» Юрия Антонова, «Музей деревянной скульптуры» Егора Утробина в Пармайлово, музей-усадьба «Край Долгоруковский» Ивана Христенко (филиал Липецкого областного краеведческого музея). Но большинство таких объектов нам не известно – с одной стороны, они не оцениваются окружающими, как нечто, достойное фиксации, с другой стороны, они разрушаются от погодных явлений или незнания технологий автором.
Определив, что народная арт-среда – это пространственный объект, который функционирует как практика обживания пространства, задействующая артефакты и формы, на которых есть следы предыдущего культурного использования, мы можем включить в сюда обширный пласт современного простонародного творчества. Жителей постсоветского пространства связывает любопытная «низовая» художественная практика, стоящая на границе искусства и не-искусства, в народе она получила едкое название «ЖЭК-арт». Причудливо украшенные дворы есть в каждом регионе России от самой западной точки до самой восточной, это единое социокультурное пространство объединяет жителей страны точно так же, как и высокая национальная культура.
ЖЭК-арт – это практики освоения городского пространства, это тихая революция, попытка вернуть себе свое жилое пространство (если вспомнить, когда-то на них выращивали плодовые деревья и огородные культуры). Эти палисады - нейтральная территория между домом и улицей, но и они сегодня втянуты в борьбу приватного и муниципального. Они бессмысленны, поскольку не когерентны по отношению к сконструированному, написанному, заранее созданному пространству. Но город – это не абстрактное единое целое, обозреваемое с высоты птичьего полета, не схематичная карта, в нем есть место стихийной, несанкционированной жизни, что и придает ему человечность.
Так мы открыли еще одну тему, что такое народное искусство (в значении «искусство простонародья») сегодня?
Народная культура — это не только традиционные песни и танцы, орнаменты и костюмы, но и благоустройство и архитектура. Народная культура выходит за рамки традиционного этнического разнообразия. Французский философ Мишель де Серто писал, что анонимные и «обреченные на смерть» творения, которые живут, но не сохраняются и есть подлинное народное искусство. Современные народные инициативы, тесно переплетенные с массовой и элитарной культурой, приводят к созданию уникальных произведений. В них раскрывается как индивидуальный характер автора, так и культурное разнообразие России. Так создается народная архитектура и урбанистика.
Урбанистика и развитие территорий для большей части страны это – далекие от реальности слова, люди сами решают проблемы украшения обезличенных пространств подручными средствами. Но образцы простонародного творчества могут исчезнуть так и не получив серьезного теоретического осмысления: во многих регионах России с 2021 года начал готовиться закон о запрете на использование автошин на приусадебном и земельном участке, иными словами запрет на любительскую экспансию городских дворовых пространств. Таким образом, целый культурный пласт в скором времени может исчезнуть, и если его не удается сохранить, то необходимо осмыслить то, что названо не-искусством, зафиксировать любительские арт-среды, признанные инородными городской среде. Такое творчество маргинализованно, и единственное, что мы можем сделать, задокументировать его максимально полно.
Мы хотели бы пренебрежение заменить на внимание. Любопытство к этим самодельным «версалям» позволит сохранить феномен культуры повседневности, который появился в конкретный исторический момент и может характеризовать его. Нет сомнения, что со временем они исчезнут, важно максимально широко их зафиксировать, описать, чтобы теоретикам можно было их осмыслить в последствии.
Простой человек в своей обыденной жизни всегда находится под гнетом доминирующих стратегий, пользователь не свободен в своем потреблении, он вынужден подчиняться правилам и действовать в соответствии с навязанными схемами и ожиданиями, он может выбирать только из предложенного. Несвобода закрадывается на личную территорию человека, это касается как пространства, так и предметного мира.
Однако свобода – это один из базовых инстинктов человека (утверждение бесспорно спорное), потому он ведет незримую борьбу, сопротивляется навязанным правилам и порядкам, что проявляется в том, как происходит освоение массового продукта. Существует тысяча способов «действовать подручными средствами», которые де Серто называет «браконьерством», то есть присваиванием чужого. Личность пытается освоиться в навязанном пространстве, превратить его в свое, так происходит сопротивление господствующему порядку, но тихое, без антагонизма в отношении институтов и структур власти. И наш маргинал приходит на свалку, где есть куча обломков фабричных вещей, но он не знает, как выглядело целое, он строит из этих обломков новое и скрепляет цементом своей авторской воли. Для нас удовольствие разгадывать первоисточник, но автору он не важен. Отсюда у него ощущение сотворения мира заново. Это так и есть – новый мир, но не из первоэлементов, а из культурного мусора.
В рамках проекта «Фестиваль маргинального искусства «Эстетика бриколажа»» мы опробовали несколько стратегий работы с интересующей нас темой. Первой стала попытка фиксации народных арт-сред. Самым простым способом здесь является фотосъемка, но необходимо, чтобы в процесс сбора фотобазы было включено как можно больше людей, ведь мы не можем знать всех потаенных мест, где спрятаны маргинальные сады и «версали». Всероссийский фотоконкурс «Русское маргинальное» имеет большой потенциал и в том, чтобы собрать информацию о простонародных тотальных инсталляция, и в том, чтобы привлечь население к народным арт-средам, к их поиску и фиксации, к осознанию художественной ценности таких объектов. Отобранные фотографии по результатам фотоконкурса были распечатаны и показаны на выставке «Безымянное искусство. Эстетика бриколажа», напечатаны в альманахе «Русское маргинальное. Эстетика бриколажа» и размещены на сайте marginal-fest.ru.
Следующая стратегия работы с любительским энвайронментом – это перенос его в музейное пространство. Мы совершили экспедицию к художнику-аутсайдеру Александру Емельянову из Самары и привезли, установили во дворе Всероссийского музея декоративного искусства один из его пространственных объектов – входную группу во двор художника. При подобном переносе из повседневного, естественного для объекта окружения в выставочное пространство, он автоматически приобрел статус инсталляции. С одной стороны, зритель получил возможность увидеть объект вживую, рассмотреть и потрогать его, с другой стороны при переносе из естественного социокультурного ландшафта изменилось восприятие этого ассамбляжа.
Мы не стремимся придать высокий художественный статус тому, что его не имеет. Но мы хотим начать говорить об этом, о культуре повседневности. Фестиваль направлен в первую очередь на коммуникацию, на диалог со зрителем и междисциплинарное взаимодействие. Что такое искусство? В Словаре культурологии ему дано следующее определение: «Искусство – это форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения». Концептуалисты в ХХ веке научили нас, что в искусстве первоочередным является контекст, а не форма. Но если контекст отсутствует? Тогда предмет - это просто утилитарный предмет до той поры, пока в нём кто-нибудь не разглядит эстетическую привлекательность. А если это поделка, бытовое творчество? Когда мы можем уже говорить об искусстве? В рамках фестиваля также прошел паблик-ток, где публика и организаторы совместно окунулись в размышления о границах искусства.
Молодые художники contemporary art в коллаборации с посетителями создавали пять объектов, имитирующих арт-среды, в перфомансе «Реквием по ЖЭК-арту». Для создания этих объектов использовались автопокрышки, пластиковые бутылки, игрушки и иные характерные предметы. Акция стала прощанием с подобным видом творчества, недавно запрещенным законодательно. Прощание с ЖЭК-артом – это коллективный выброс получившихся объектов в мусорный контейнер.
Мы писали, в основном, о пространстве. Но не всегда бриколер мыслит подобными цельными образами. Иногда он просто создает вещь, декоративную или прикладную. Прикладные предметы - это плоды инженерного народного гения, это акт творчества, который не осознается таковым создателями этих объектов. Владимир Архипов собрал коллекцию таких самоделок, в пространстве выставки они стали классическим рэди-мэйдом: самодельные функциональные вещи начинают работать как «изощренные арт-объекты». Они не имеют ни пространственной, ни временной привязки. Александр Петлюра собрал коллекцию «странных вещей». Это также поделки из уже использованных, отработанных предметов, но они несут в себе осознанные эстетические качества. Размещая их в пространстве, Петлюра взаимодействует с ними, что в пространстве выставки приводит к двойному авторству выставочного объекта. Такой подход дает нам возможность проследить развитие образов и материалов поделок во времени. Пространственную перспективу нам дали фотографии победителей конкурса «Русское маргинальное». Таким образом, на выставке «Безымянное искусство. Эстетика бриколажа» было представлено три стратегии безмолвной борьбы пользователей за свое пространство.
Выставка «Безымянное искусство. Эстетика бриколажа». Всероссийский музей декоративного искусства, 2022. Экспонаты: фотографии победителей фотоконкурса «Русское маргинальное», коллекция Александра Петлюры и Владимира Архипова
Татьяна Синельникова
Фестиваль маргинального искусства предлагает размышление над указанным явлением, его визуализацию и концентрацию в едином пространстве. Проект направлен на сохранение повседневных практик обычных граждан, их желание украсить окружающую среду. Показать, что подобное творчество представляет интерес для эстетического осмысления и научного изучения, что сегодня оно является подлинно народным творчеством.
Тотальный характер массовой культуры сегодня зажимает человека в тиски необходимости выбирать только ограниченный набор способов освоения собственного жилого пространства. Подобный массовый отрыв от своей креативной природы маргинализирует не просто одного индивида, маргинальность имеет уже массовый характер. Этим тихим процедурам установления социально-политического порядка жители городов противопоставляют бесчисленное количество практик, при помощи которых они заново присваивают себе пространство. Мастеря из подручных средств горожанин «образует» новый продукт. Современная массовая культура предлагает набор очень разнообразных практик творческого досуга. И это есть великая несвобода. Кто больше маргинален, тот, кто вышивает крестиком по схеме или тот, кто выкладывает на клумбе узоры из пластиковых бутылок?
Еще одним важным итогом проекта стал выход альманаха «Русское маргинальное. Эстетика бриколажа». Мы выделили множество направлений, где встречаются интересующие нас феномены: пластические искусства, словесность, музыка. Действующие исследователи и акторы неконвенционального искусства стали его авторами. Имея академическую основу, в материал вплеталось личное человеческое, или, напротив, из личного вырастал новый, иногда замысловатый, иногда простой и понятный, язык.
В перспективе необходимы экспедиции к народным арт-средам для их документирования: фото- видеосъемка, интервью с автором, точное географическое положение, описание. Необходимо сформировать команду единомышленников во всех регионах России, рассказать, что является предметом исследования. Мы готовимся к этому этапу, поэтому в рамках фестиваля Владимир Архипов прочитал лекцию «Методика организации экспедиций к носителям простонародного творчества: теория и практика» и дал авторскую разработку, как вести интервью с творцами таких пространств.
Русское маргинальное. Эстетика бриколажа. Каталог, альманах. — АНО «Трансформатор». 128 с.: ил.
1) Деррида Ж. Структура, знак и игра в дисурсе гуманитарных наук // Деррида Ж. Письмо и различие. СПб: Академический проект, 2000. - С. 352 – 368; Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007, с. 210.
2) Леви-Стросс К. Первобытное мышление. // М.: «Республика». 1994. 384 с.
3) Зиммель Г. Экскурс о чужаке//Социологическая теория: история, современность, перспективы. Альманах журнала «Социологическое обозрение». СПб.: Владимир Даль, 2008. С. 9-14.
4) Хренов Н.А. Творческая личность как публичная личность: искусство как способ институционализации лиминальности//Ярославский педагогический вестник. 2015. №2. Том I (Культурология). С. 82-91.
5) Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С. 310.
6) Лотман Ю.М. О семиосфере//Избранные статьи в трех томах. Т. I/ Александра. – Таллин, 1992. С. – 17.
Список источников :